Вентилятор охлаждения с вискомуфтой бензинового двигателя 5,0SC Range Rover и Range Rover Sport
Принцип работы вентилятора, предназначенного для охлаждения 5,0SC на автомобилях Range Rover (в том числе и Sport), не отличается от других подобных устройств с вискомуфтой. Однако уровень её включения управляется электронной системой. Управляющий блок двигателя контролирует этот параметр, чтобы обеспечить оптимальную скорость вращения вентилятора в конкретной ситуации (рис. 17).
Лопасти вентилятора охлаждения скрываются в корпусе. Он закреплён на задней части радиаторной рамы. Внутри кожуха расположены поворотные регулирующие заслонки. Они обеспечивают лучшее охлаждение подкапотного пространства во время движения автомобиля. Сам вентилятор установлен с фронтальной части двигателя 5,0SC. За вращение его лопастей отвечает привод вспомогательного оборудования. Более подробная информация находится в разделе, посвящённом приводу аксессуаров.
Работу вентилятора охлаждения с вискомуфтой, которым оснащаются бензиновые двигатели 5,0SC, контролирует встроенный в его электропривод блок управления. В свою очередь, он напрямую связан с модулем ECM, отвечающим за контроль. В правом верхнем углу кожуха расположен электрический разъём. Это — интерфейс, соединяющий жгут вентилятора охлаждения и электросети автомобиля.
Таким образом, блок управления отвечает:
- за массу;
- сигнал широтно-импульсной модуляции (PWM), идущий от ECM;
- питание с двух источников от реле ECM, которое установлено в распределительной коробке двигателя (EJB).
Также в блоке управления установлен датчик Холла. Он отвечает за передачу сигнала о скорости лопастей на ECM двигателя 5,0SC. Это помогает предотвратить холловское напряжение (или эффект Холла). Так называют образование поперечной разницы потенциалов, связанное с попаданием проводника постоянного тока в магнитное поле.
Скважностью сигнала PWM управляет ECM двигателя 5,0SC. Это позволяет регулировать скорость вращения лопастей. За интерпретацию команд с ECM отвечает собственный блок вентилятора. Уровень включения вискомуфты, а также скорость вращения лопастей определяется путём преобразования скважности сигнала PWM.
Под скважностью сигнала понимается отношение периода повторения (следования) импульсов электричества к их продолжительности.