Электрический вентилятор охлаждения бензинового двигателя 5,0SC Range Rover и Range Rover Sport (если установлен)
Данный силовой агрегат может оснащаться электровентилятором охлаждения с регулируемой частотой вращения. Он установлен в специальном кожухе, который находится спереди радиатора и оснащен регулируемыми поворотными заслонками. Их наличие обеспечивает охлаждение подкапотного пространства при движении автомобиля.
Вентилятор мотора 5,0 SC Range Rover Sport и Range Rover имеет электродвигатель со встроенным блоком управления, контролируемым ЕСМ. С правой стороны кожуха имеется разъем, используемый для подсоединения кабелей вентилятора к бортовой сети автомобиля.
Основные элементы блока управления — источник питания, сигналы зажигания и PWM, а также масса.
Расширительный бачок
Данный элемент системы охлаждения расположен в левом переднем углу подкапотного пространства. В расширительный бачок встроены: винт выпуска воздуха, крышка заливной горловины и датчик уровня жидкости. На внешней стороне имеются отметки МАХ и MIN.
Расширительный бачок предназначен для решения следующих задач:
- Заправка системы охлаждающей жидкостью в процессе технического обслуживания.
- Предоставление пространства для ее расширения в результате нагрева.
- Избавление от воздушных пробок.
- Герметизация системы путем плотного закрытия крышки заливной горловины.
Объем воздушного пространства в расширительном бачке над отметкой МАХ варьируется в пределах от 0,5 до 1,0 л.
Контур охлаждающей жидкости
При работающем моторе циркуляция в системе обеспечивается с помощью водяного насоса (помпы). Охлаждающая жидкость проходит через ГБЦ (головку блока цилиндров) и масляный радиатор непосредственно в блок цилиндров и коллектор отопителя.
Циркуляция осуществляется по следующей схеме. Из блока цилиндров охлаждающая жидкость направляется в выпускной трубопровод. Если ее температура является низкой, термостат является закрытым. Благодаря этому она из выходного патрубка поступает к помпе.
По мере ее прогрева термостат открывается (процесс начинается при температуре 88–90 С и завершается — при 102 С), и циркуляция происходит иначе. В данном случае жидкость поступает к помпе из выходного коллектора через радиатор. Также она попадает через электрическую дроссельную заслонку и в другие контуры — независимо от положения термостата.
Датчик системы охлаждения
Данный прибор информирует о недопустимо низком уровне жидкости. Предупреждающее сообщение выводится на приборную панель путем включения соответствующего индикатора.
Вентиляторы системы охлаждения
Необходимость их включения определяется ЕСМ по входному сигналу ЕСТ-датчика и осуществляется по соответствующему запросу из блока автоматического управления температурой. Также ЕСМ регулирует интенсивность вращения для компенсации эффекта скоростного напора.
Электровентилятор может находиться в одном из четырех режимов:
- Выключено (OFF).
- Минимальная интенсивность работы (750 об./мин).
- Переменная линейно-измеряемая скорость (может варьироваться от минимальной до максимальной).
- Самая высокая интенсивность (2 820 об./мин).
В жаркую погоду вентилятор может функционировать до пяти минут с момента выключения двигателя. Блок управления данным устройством способен распознавать чрезмерно низкое или высокое напряжение, а также проблемы с функционированием электромотора. Сигнал об ошибке направляется в ЕСМ, а если их несколько — передаются сведения о сбое, имеющем наивысший приоритет.
Блок управления вентилятора оснащен встроенной защитой от перегрева, вызванного высокой температурой окружающей среды. Устройство прекращает работу, если она достигает 135 ˚С, и возобновляет при остывании до 120 ˚С.