Top.Mail.Ru

Система оптимизации характеристик подвески и управляемости на Рендж Ровер ЭВОК (система Terrain Response)


Система Terrain Response на Рендж Ровер ЭВОК позволяет водителю выбрать программу, обеспечивающую подходящее для данных дорожных условий сцепление с дорогой и динамические характеристики автомобиля. Отключить систему невозможно. Программа, предусматривающая отключение специальных программ, активна по умолчанию и подходит для всех обычных дорожных условий. Три специальные программы охватывают все виды поверхностей. Автомобили, оборудованные адаптивной динамической подвеской, также имеют специальную динамическую программу.

Расположение компонентов

Рис.29. Расположение компонентов

Управление системой осуществляется с блока выключателей Terrain Response. Блок выключателей Terrain Response позволяет выбирать одну из пяти программ:

  • Специальные программы отключены;
  • Трава/Гравий/Снег;
  • Грязь-колея;
  • Песок;
  • Динамический режим (только для автомобилей с адаптивной динамической подвеской.

Выбранная программа отображается на информационной панели.

Система Terrain Response объединяет ряд подсистем для обеспечения эксплуатационных характеристик автомобиля, соответствующих выбранной поверхности.

В блоке выключателей Terrain Response также установлен блок управления Terrain Response. Этот блок управления регистрирует режим, выбранный с блока выключателей, и передает сигнал по высокоскоростной шине CAN (протокол передачи данных), который принимают все блоки управления подсистемами. В каждом из блоков управления соответствующих подсистем содержится программное обеспечение, которое вводит в контролируемую систему корректные параметры работы с учетом выбранного режима Terrain Response. Кроме того, блоки управления обеспечивают обратную связь в рамках выбранной программы, что позволяет блоку управления системы Terrain Response проконтролировать переход всех систем на корректные параметры работы.

Информация передается водителю в виде сообщения на информационной панели, которая расположена на панели приборов. В сообщении говорится о том, какие меры может принять водитель для оптимизации динамических характеристик автомобиля с учетом условий движения.

Автоматическая помощь системы Terrain Response и выводимая на дисплей информация будут особенно полезны водителям, не имеющим опыта поездок по бездорожью. Опытный водитель может выбирать специальные программы для экстремальных условий, позволяющие управлять работой систем автомобиля (например, параметрами работы педали акселератора, переключения передач или противобуксовочной системы), что невозможно на автомобилях, не оснащенных системой Terrain Response.

На информационной панели имеются значки программ Terrain Response, которые отображают текущую программу. Если специальные программы выключены, значки не отображаются.

Необходимые изменения настроек подсистем также передаются водителю путем включения индикаторов на панели приборов или соответствующих сообщений на центре сообщений (например, «HDC OFF» (система HDC выкл.)).

В определенных дорожных ситуациях система Terrain Response также отображает советы или предупреждения, помогающие водителю полностью использовать потенциал автомобиля, например угол поворота рулевого колеса, отображается на информационной панели для предотвращения движения по глубокой колее с включенным замком рулевой колонки.

В блоке управления системы Terrain Response хранятся данные об обнаруженных неисправностях и CAN (протокол передачи данных) ошибках системы Terrain Response, которые можно запросить с помощью специального диагностического оборудования. Подсистемы Terrain Response и панель приборов также сохраняют информацию об ошибках CAN из блока управления Terrain Response.

Блок управления также сохраняет для отдельных программ данные о пробеге и прошедшем времени, которые затем могут быть считаны с помощью одобренного диагностического оборудования. Эта информация помогает диагностировать систему Terrain Response, а также указывает на неправильное использование водителем системы Terrain Response, что может привести к преждевременному выходу из строя компонентов. Эти данные также можно использовать для проверки жалоб клиента (например, на высокий расход топлива, который может быть вызван продолжительным использованием определенной программы).

Работа системы Terrain Response основывается на правильном функционировании пяти подсистем. Если в одной из подсистем возникает неисправность, система Terrain Response НЕ работает, даже если неисправность не находится в системе Terrain Response.

Блок управления системой Terrain Response не может вызвать сбои в работе (включение сигнализатора или вывод предупреждения) любой из подсистем. Включение предупредительного сигнализатора подсистемы и/или появление сообщения, относящегося к подсистеме, никогда не связаны с работой блока управления Terrain Response или с неисправностью системы Terrain Response.

Блок выключателей Terrain Response следует проверять только в том случае, если не найдено явных неисправностей в подсистемах. После устранения неисправности в подсистеме система Terrain Response начинает работать в штатном режиме после включения и выключения зажигания (режим 1 и 2).

При возникновении неисправности в подсистеме водитель получает уведомление путем включения сигнализатора или появления соответствующего сообщения для данной подсистемы на центре сообщений панели приборов. В случае неисправности системы Terrain Response предупреждение не появляется.

Если имеется неисправность подсистемы и водитель пытается выбрать другую программу Terrain Response или при следующем включении зажигания (режим 2) на информационной панели появляется сообщение «SYSTEM FAULT SPECIAL PROGRAMS NOT AVAILABLE» (Неисправность системы. Специальные программы недоступны). Это означает, что система Terrain Response неисправна, но только из-за неисправности подсистемы. Данное сообщение отображается в течение 5 секунд в цикле включения зажигания (режим 2) и повторяется, если водитель делает выбор с помощью блока выключателей Terrain Response или при следующем включении зажигания (режим 2).

Сообщение «Неисправность системы. Специальные программы недоступны» может также появляться из-за неисправности блока выключателей или блока управления Terrain Response.

Блок управления системой Terrain Response не может вызвать сбои в работе (включение сигнализатора или вывод предупреждения) любой из подсистем. Включение предупредительного сигнализатора подсистемы и/или появление сообщения, относящегося к подсистеме, никогда не связаны с работой блока управления Terrain Response или с неисправностью системы Terrain Response.

Блоки управления подсистемами могут обнаруживать неисправность по сигналу CAN, передаваемому с блока управления Terrain Response. При обнаружении неисправности в системе Terrain Response блоки управления подсистемами работают в режиме «специальные программы выключены». Блоки управления подсистемами регистрируют код неисправности для ошибки сигнала Terrain Response, передаваемого по шине CAN. Данные неисправности можно проверить с помощью специальной диагностической системы; эти сведения дают ценную информацию для проверки блока управления Terrain Response и шины CAN.

Блок выключателей и блок управления Terrain Response

Рис.30. Блок выключателей и блок управления Terrain Response


A – Пять программ Terrain Response;
B – четыре программы Terrain Response

1 – левый переключатель;
2 – индикатор динамической программы;
3 – индикатор выключения специальных программ;
4 – индикатор программы «Трава/гравий/снег»;
5 – индикатор программы «Грязь/колея»;
6 – индикатор программы «Песок»;
7 – правый переключатель.

Блок выключателей и блок управления установлены в напольной консоли непосредственно за селектором коробки передач. Каждая программа обозначена символом, который изображает тип поверхности. Выбор программ осуществляется при помощи левого или правого переключателя, при этом подсвечивается индикатор необходимой программы.

Блок выключателей подключен к электропроводке автомобиля с помощью разъема жгута проводов, соединенного с цепью питания освещения, цепью питания зажигания, массой и высокоскоростной шиной CAN (положительные и отрицательные контуры).

В случае неисправности блока выключателей Terrain Response оранжевые LED (светодиоды) на всех значках блока выключателей гаснут, и выбор программ не происходит. При неисправности подсистемы на информационной панели появляется сообщение «SYSTEM FAULT SPECIAL PROGRAMS NOT AVAILABLE» (Неисправность системы. Специальные программы недоступны.) в том случае, если неисправность присутствует и водитель пытается выбрать специальную программу (если блок управления может сделать это) или при следующем включении зажигания (режим 2).

Блок выключателей и блок управления Terrain Response находятся в едином модуле. При возникновении неисправности в любом из компонентов необходимо заменить весь блок. Перед заменой блока выключателей/блока управления Terrain Response убедитесь в том, что неисправен блок управления Terrain Response, а не модуль подсистемы.

Если система Terrain Response не работает из-за неисправности CAN, подсвечиваются все значки на блоке выключателей Terrain Response и выбор программ не осуществляется.

Если панель приборов не получает сообщение системы Terrain Response по шине CAN от блока управления Terrain Response, в момент возникновения неисправности появится сообщение «Неисправность системы. Специальные программы недоступны», которое будет повторяться при каждом включении зажигания (режим 2).

Автомобили с системой «стоп/старт»

При включении специальных программ системы Terrain Response система «Стоп/Старт» отключается. Однако если специальная программа выбрана при выключенном двигателе в цикле «Стоп/Старт», двигатель будет автоматически перезапущен. Если во время выполнения последовательности перезапуска система «Стоп/Старт» определяет возможное отсутствие водителя, например, не пристегнут ремень безопасности или дверь не защелкнута, двигатель не перезапускается. В этом случае система «Стоп/Старт» отображает сообщение «Restart Required Press Clutch» (Требуется перезапуск. Нажмите сцепление.) на информационной панели.

Принцип действия системы Terrain Response

Система Terrain Response задействует блоки управления следующих подсистем:

  • ECM (модуль управления двигателем)
  • TCM (модуль управления коробкой передач) (только для автоматической коробки передач)
  • Блок муфты, активной по запросу
  • модуль ABS (антиблокировочная система тормозов).
  • ADM – блок адаптивной системы подвески (если установлен)
  • Блок гидроусилителя рулевого управления

Каждая из подсистем действует по-разному в зависимости от выбранной программы Terrain Response, для достижения оптимальной тяги, устойчивости и простоты управления на соответствующей поверхности.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ

ECM изменяет параметры работы педали акселератора, корректируя зависимость крутящего момента от хода педали.

В каждой программе Terrain Response используется сочетание рабочих параметров каждой из подсистем. При смене программы начинает действовать другой набор рабочих характеристик, и это замечает водитель. Например, когда педаль акселератора удерживается в постоянном положении и программа «трава/гравий/снег» переключается на «песок», водитель замечает увеличение крутящего момента и частоты оборотов двигателя. При переключении с программы «песок» на «трава/гравий/снег» водитель заметит снижение крутящего момента и частоты оборотов двигателя.

УПРАВЛЕНИЕ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ (ТОЛЬКО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ)

Блок TCM изменяет схему переключения передач для выбранной программы Terrain Response. При этом изменяются точки переключения, ускоряя или замедляя переключение на повышенную или пониженную передачу по сравнению с режимом отключения специальных программ.

Например, в программе «трава/гравий/снег» коробка передач будет ускорять переключение на повышенную передачу и значительно замедлять переключение на пониженную передачу, чтобы обеспечить движение на максимально возможной повышенной передаче. Функция определения уклона TCM блокирует гидротрансформатор и обеспечивает движение на любой выбранной передаче в соответствии с ограничением частоты оборотов двигателя (об/мин), если это необходимо при движении на крутом склоне. Это обеспечивает максимальное усилие торможения двигателем, перед тем как водителю потребуется включить тормоз.

Спортивный режим доступен только при выключенных специальных программах. Спортивный режим выключается при выборе любой из специальных программ Terrain Response. При выборе S (спорт) селектором коробки передач в режиме специальной программы Terrain Response коробка передач выберет Command Shift. Спортивный режим будет недоступен.

УПРАВЛЕНИЕ АКТИВНОЙ МУФТОЙ

Существует две стратегии управления активной муфтой: упреждающая и реактивная.

Стратегия упреждения прогнозирует значение блокирующего крутящего момента, требуемого для минимизации пробуксовки и повышения устойчивости. У каждой из программ Terrain Response имеется собственный порог и критерии командных импульсов для стратегии упреждения. Например, на скользкой поверхности используется повышенный момент блокировки.

Реактивная стратегия изменяет величину блокирующего крутящего момента в зависимости от фактического уровня пробуксовки и динамического поведения автомобиля. У каждой из программ Terrain Response имеется собственный порог и командные импульсы для реактивной стратегии. Реактивная стратегия улучшает сцепление автомобиля с дорогой и устойчивость благодаря предотвращению проскальзывания колес, возникающего после применения стратегии упреждения. Запрос на блокировку выполняется в соответствии с выбранной программой. Например, высокая чувствительность на скользкой поверхности для обеспечения максимального тягового усилия и минимизации повреждения покрытия.

При расчете блокирующего крутящего усилия используются различные сигналы от других подсистем, например, крутящий момент двигателя, положение педали акселератора, выбранная передача, угол поворота рулевого колеса, скорость автомобиля, поперечное ускорение и величина поворота вокруг вертикальной оси.

Система динамической стабилизации (DSC), которая является одной из функций ABS, способна блокировать управление активной муфтой и уменьшать используемый момент блокировки во время работы DSC.

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ABS

Блок ABS управляет несколькими функциями и корректирует рабочие параметры этих функций для оптимизации выбранной программы Terrain Response.

Противобуксовочная система

Для улучшения сцепления шин с поверхностью и устойчивости автомобиля в противобуксовочной системе используются разные настройки пределов пробуксовки и ускорения. Например, чувствительность системы увеличивается на скользких поверхностях, таких как мокрая трава или снег, для снижения пробуксовки колёс. Если в таких условиях допустить пробуксовку колес, в результате повреждения поверхности может произойти потеря сцепления (на мокрой траве) или автомобиль не сможет двигаться (на снегу) из-за пробуксовки.

Система динамической стабилизации

Если система DSC выключена (переключателем DSC) во время использования специальной программы Terrain Response, то при последующем переключении программы DSC автоматически включится.

Система DSC использует различные пороговые значения для выбранной программы, чтобы автоматически ограничивать вмешательство DSC. Это освобождает водителя от необходимости выключать систему DSC для уменьшения ее вмешательства в работу двигателя, что иногда бывает необходимо в экстремальных условиях бездорожья. На тяжелой песчаной поверхности в дополнение к выбору программы «песок» может помочь выключение функции DSC переключателем DSC.

В программе «грязь/колея» пороговое значение поворота вокруг вертикальной оси для системы DSC увеличивается. Это позволяет увеличить разницу между фактическим и требуемым вращением колес до начала вмешательства системы динамической стабилизации (DSC). Это позволяет системе DSC игнорировать раскачку автомобиля в колее или регулирование угла поворота передних колес.

Система Terrain Response может влиять на соотношение вмешательства в работу двигателя и тормозной системы. Например, при выборе программы «песок» система DSC уменьшает степень вмешательства в работу двигателя и повышает степень вмешательства в работу тормозной системы с целью поддержания момента движения автомобиля и предотвращения увязания в случае обнаружения пробуксовки колес.

Система управления движением под уклон

В соответствии с выбранной программой Terrain Response автоматически включается и выключается функция HDC и изменяется заданная частота оборотов. Чувствительность HDC также увеличивается при необходимости.

Автоматическое работа системы HDC помогает водителю, включая и выключая систему, когда это наиболее рационально. HDC включается автоматически лишь в случае выбора программы «грязь/колея». HDC не включается автоматически при выборе других программ.

УПРАВЛЕНИЕ АДАПТИВНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ

В режиме специальной динамической программы подвеска обеспечивает более плотное управление кузовом при более комфортной работе и высокой чувствительности.

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ УСИЛИТЕЛЯ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

Блок усилителя рулевого управления изменяет режимы рулевого управления для выбранной программы Terrain Response. При этом изменяются функции активного рулевого управления (самоцентрирование) и активной подвески системы рулевого управления по сравнению с режимом отключения специальных программ. Например, при использовании программы «песок» рулевое управление отличается большим крутящим моментом самоцентрирования с целью преодоления повышенного сопротивления при движении по глубокому мягкому песку. При эксплуатации автомобиля в таких условиях данный режим значительно облегчает управление автомобилем и обеспечивает лучшие характеристики обратной связи с колесами.

Записаться в автосервис

+7
+7
ТЕЛЕФОН
+ 7 (495) 374-50-67
Мобильное приложение для Apple
Мобильное приложение для Android