Турбины на дизельных двигателях Land Rover
На всех современных моделях Land Rover (Freelander 2, Discovery 3, Discovery 4, Discovery Sport, Range Rover Evoque, Range Rover и Range Rover Sport) с дизельными двигателями устанавливаются турбины таких производителей как Garrett и Borg Warner.
Правая турбина на дизельный двигатель 3.0 ТД устанавливается на Дискавери 4 , Рендж Ровер Спорт, Рендж Ровер начиная с 2010 модельного года
Левая турбина на дизельный двигатель 3.0 ТД устанавливается на Дискавери 4 , Рендж Ровер Спорт, Рендж Ровер начиная с 2010 модельного года
Турбина на дизельный двигатель 2,7 ТД Дискавери 3 и Дискавери 4
Турбина на дизельный двигатель 2,2 ТД Фрилендер 2, Рендж Ровер ЭВОК
Турбина на дизельный двигатель 2.2 ТД Фрилендер 2, Рендж Ровер ЭВОК
Правая турбина на дизельный двигатель 3,6 ТД Рендж Ровер Спорт и Рендж Ровер
Особенность данных турбин в том, что они высокотехнологичные и почти все используют современный инновационный механизм с изменяемой геометрией лопаток, благодаря которому работа турбины повышает эффективность работы дизельных двигателей на разных режимах.
Работа механизма c изменяемой геометрией лопаток на правой турбине дизельного двигателя 3.0 ТД (Дискавери 4, Рендж Ровер Спорт и Рендж Ровер с 2010 модельного года)
Преимущества турбин с изменяемой геометрией следующие:
- Большой крутящий момент, как на высоких, так и на низких оборотах двигателя.
- Постоянное и оптимальное регулирование при любых оборотах двигателя.
- Отсутствие необходимости использовать клапан управления перепускной заслонкой, более эффективное использование энергии отработавших газов, меньше противодавление при той же частоте оборотов компрессора.
- Низкая термическая и механическая нагрузка повышает полезную мощность двигателя.
- Снижение токсичности выхлопа.
- Оптимизированное потребление топлива в пределах всего диапазона оборотов двигателя.
Механизм, внедренный в турбину с возможностью изменять геометрию лопаток управляет потоком наддувочного воздуха и приводится в действии от актуатора с помощью электропривода.
Хочется отметить, что дизельные двигатели с турбинами с изменяемой геометрией имеют следующие преимущества перед обычными атмосферным дизельными двигателями:
- Больший объемный коэффициент полезного действия
- Повышенная мощность двигателя и крутящий момент
- Снижение расхода топлива
- Снижение выбросов
- Повторное использование мощности отработавших газов
- Не зависит от высоты над уровнем моря
- Ограниченные периоды чрезмерного наддува для мгновенной реакции на потребности двигателя.
Также хочется обратить внимание на то, что по старинке все привыкли понимать, если неисправность турбины, то это неисправность самих крыльчаток, подшипников скольжения и т.д.
Что же касается турбин современных дизельных моделей Land Rover и Range Rover, то большинство неисправностей у них связано не с теми причинами, к которым все привыкли.
Есть две самые распространенные неисправности – это неисправность, либо актуатора (привода механизма по изменению геометрии лопаток), либо самого механизма изменения геометрии (лопаток).
Исходя из реальной многолетней сервисной практики по ремонту Land Rover начиная с моделей 2005 года большинство случаев при диагностике дизельных двигателей с симптомами ОГРАНИЧЕНИЯ МОЩНОСТИ связано именно со сбоем работы актуатора турбины.
Это происходит потому что, сам механизм находится в достаточно агрессивной среде – под потоком выхлопных газов и высокой температуры. Со временем он может начать подклинивать, закисать, а так же сама рычажная система может подвергаться воздействиям внешней среды. И когда происходит такое подклинивание система по управлению ДВС фиксирует несоответствия положения лопаток по обратной связи исполнительного электрического механизма.
Кроме того сам актуатор (электроисполнительный механизм), а попросту электродвигатель может выйти из строя, или другие приводные детали, которые входят в состав электроисполнительного механизма (дело в том, что там присутствуют пластмассовые приводные детали, на некоторых типах червонный привод, на некоторых шестеренчатый).
На многих дизельных двигателях Land Rover, а особенно на Discovery 3, Discovery 4, Range Rover и Range Rover Sport 3,6 TD заклинивание или заикание этих исполнительных механизмов происходит после долгих стоянок, например когда машина стоит в кузовном ремонте по 1-2 месяца или владелец уезжает в отпуск. Двигатель входит в ограничение по мощности, в таких случаях в нашем сервисе практикуются следующие: попытка разработать механизм. Механик подступается к турбине поближе и начинает двигать рычажок механизма туда-сюда, чередуя с включением и выключением зажигания и запуском-остановом двигателя.
И зачастую приходилось оживлять актуатор турбины и клиенты, потом долго ездили, но, как правило, после таких случаев клиента предупреждали, что турбина уже «больная» и пусть он не удивляется, если скоро такое повторится.
Самый неприятный момент во всем этом – это то, что все производители современных турбин такого типа не детализируют эти актуаторы (электроисполнительные механизмы) отдельно, и в большинстве случаев механизм лопаток с изменяемой геометрией.
Сотрудникам сервиса LR-WEST приходилось общаться с самыми передовыми мастерскими, а также с дилерами производителей турбин, и выясняется, что политика производителей очень проста, они не заинтересованы в возможности ремонта турбины применяемых в некоммерческом транспорте. Все ремкомплекты поставляются только на турбины старого поколения. Что же касается турбин применяемых на современных моделях Land Rover, то комплектующих актуатора (электроисполнительного механизма) и самого механизма по изменению геометрии лопаток нет в поставках. И это понятно.
Некоторые организации умудряются находить данные исполнительные механизмы по каким-то черным канал (пару ящиков с завода вынесли, перепродали). Нашлись умельцы в Европе, которые разобрались с внутренностями электроисполнительного механизма на турбине устанавливающиеся на Freelander и заказали все эти пластмассы на изготовление в Корее, т.к. там используются специальные пластмассы. Затем продают эти пластмасски по 50-80 евро!!! И ремонтные организации турбин в России – находятся в шоке от таких цен!!!
Вывод из выше изложенного получается следующий: на Land Rover в большинстве случаев большая доля неисправностей современных турбин приходится на актуатор и механизм по изменению геометрии лопаток, и совсем малая доля на неисправность подшипников скольжения, когда турбина начинает издавать посторонний звук и дает течь масла двигателя, либо на выпускную систему или что еще хуже на впускную.
Кроме того, даже если турбину возьмут в ремонт, почистят, разработают, то ее не смогут проверить на стенде по правильности работы электроисполнительного механизма в различных условиях режима работы ДВС, т.е. на обычных стендах, которые раскручивают турбины. Стенда по проверке работы актуатора по изменению лопаток – нет. Потому после ремонта турбины, например, полной чистки, всегда остается один вопрос: Если мы оставим старую турбину, то она точно будет работать? Так как замена турбины на современных Land Rover удовольствие не дешевое. Например, чтобы заменить левую турбину на Range Rover Sport приходится отрывать кузов (по технологии завода изготовителя).
А по сему пока что 100% решение вопроса – это новая турбина, но только оригинальная!!! Она конечно стоит как чугунный мост, но производители турбин уже давно выпускают как бы неоригинальный вариант, но по сути того же производителя только без оригинальной упаковки и оригинального клейма Land Rover.