Террейн Респонс
Система Terrain Response автомобилей LAND ROVER и RANGE ROVER
Основным устройством, обеспечивающим автомобилям Land Rover и Range Rover их исключительные ходовые характеристики, является система Terrain Response (англ. — «реагирование или отклик на местность»). Впервые она была использована в качестве оборудования для автомобилей Land Rover Discovery 3 поколения в 2004 году. Технология разработана с учетом большого количества режимов, оптимизирующих работу силовой установки, трансмиссии, карданного вала, подвески и других электронно-механических систем к условиям езды. Это позволяет значительно улучшать управляемость и комфорт, повышая тяговые способности транспортного средства в соответствии с конкретной дорожной ситуацией. Система не отключается (возможна просто работа без специальных настроек, в режиме «special programs off»), она работает постоянно и позволяет водителю выбирать программы, обеспечивающие наиболее подходящие показатели адгезии и динамики разгона.
Terrain Response координирует основные узлы транспортного средства и включает несколько подсистем:
- управления работой силой установки;
- настройки автоматической коробки передач (при наличии);
- настройки раздаточной коробки (межосевого дифференциала);
- заднего дифференциала (с электронным управлением);
- контроля тормозной системы (функционал ABS/DSC/ETC/HDC);
- управления пневматической подвеской.
Блок управления располагается под поворотным переключателем. Он определяет его положение и передает по шине CAN соответствующий сигнал, который принимается модулем управления каждой подсистемы, работающей по специальной прошивке. Кроме того, модули имеют обратную связь для выбранных программ, что позволяет центральному блоку управления Terrain Response получать подтверждение о выборе всеми системами оптимальных параметров работы.
В зависимости от дорожной обстановки водителю на дисплей центра сообщений передается информация касательно возможности изменения рабочих параметров для оптимизации динамических характеристик авто. Это особенно полезно для тех, у кого отсутствует опыт передвижения по бездорожью. Для опытных водителей существуют специальные настройки для экстремальных условий, которые дают возможность регулировать работу основных систем и узлов транспортного средства (параметры функционирования дроссельной заслонки, коробки переключения передач или противопробуксовочного модуля).
Каждая из подсистем работает по-разному в зависимости от выбранной программы и настроек. Благодаря этому обеспечивается оптимальное сцепление с дорогой, отличная управляемость и курсовая устойчивость при движении на определенных дорожных покрытиях. Система постоянно совершенствуется и модернизируется, благодаря чему гарантируется безопасное использование любых программ на различных поверхностях даже в случае выбора неподходящих настроек.
100% Ясности
Диагностика в присутствии клиента
Быстро
Время диагностики – не более 40 минут
Гарантия 1 год
Без ограничения пробега!
Фотоотчет
Фото и видеоотчет диагностики по желанию клиента
Только у нас дается гарантия на запчасти и работы – 1 год без ограничения пробега!
LAND ROVER и RANGE ROVER изменяет реакцию дроссельной заслонки на нажатие педали акселератора и регулирует тем самым крутящий момент двигателя. Система управления двигателем может выбирать одну из программ управления дроссельной заслонкой, предусматривающих разное изменение крутящего момента для одного и того же хода педали. Также система управления двигателем может изменять реакцию дроссельной заслонки для регулирования допустимого изменения крутящего момента в зависимости от хода педали.
Каждая программа системы «Terrain Response» задает определенное сочетание рабочих параметров всех подсистем. Переключение между программами вызывает выбор другого набора рабочих параметров, что ощущается водителем. Водитель замечает разницу в реакции двигателя и дроссельной заслонки. Например, если педаль акселератора удерживается в одном положении, и происходит переключение с программы "Трава/гравий/снег" на программу "Песок", крутящий момент и частота вращения коленчатого вала двигателя возрастают. При переходе с программы "Песок" на программу "Трава/гравий/снег" водитель заметит снижение крутящего момента и частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Изменение момента и частоты вращения происходит в течение приблизительно 30 секунд. Не следует принимать переключение программы системы «Terrain Response» за неисправность системы управления двигателем.
Модуль управления коробкой передач изменяет схему переключения передач в соответствии с выбранной программой «Terrain Response». Это изменение приводит к более ранним или более поздним переключениям на более высокие и более низкие передачи.
При трогании с места на скользкой поверхности будет включаться 2-я передача высшей ступени или 3-я передача низшей ступени, чтобы не допустить пробуксовки колес. При движении по грязи коробка передач будет обеспечивать максимальный крутящий момент. При движении по песку коробка передач будет обеспечивать максимальное использование мощности двигателя.
При использовании специальной программы "Медленное движение по каменистой местности" для трогания с места будет включаться первая передача.
Спортивный режим доступен только при выборе общей программы и высшей ступени раздаточной коробки. Спортивный режим не работает на низшей ступени и при выборе любой специальной программы системы «Terrain Response». Режим «CommandShift» доступен при выборе любой программы, как на высшей, так и на низшей ступени раздаточной коробки.
Если коробка передач LAND ROVER и RANGE ROVER работает в спортивном режиме, и выбрана специальная программа, коробка передач автоматически переключится в ручной режим «CommandShift». Если специальная программа уже выбрана, и рычаг селектора коробки передач перемещается из положения 'D' в положение "Sport", коробка передач автоматически переключится в режим 'CommandShift™'.
Дифференциал раздаточной коробки с электронным управлением и задний дифференциал с электронным управлением (при наличии) рассматриваются как единая система. Задний дифференциал с электронным управлением устанавливается по заказу на автомобили, оснащенные системой «Terrain Response». Существует две стратегии управления дифференциалом: активная и реактивная. Активная стратегия заключается в предсказании крутящего момента блокировки, требуемого каждому дифференциалу для сведения к минимуму пробуксовки и обеспечения максимальной устойчивости.
Каждая программа «Terrain Response» LAND ROVER и RANGE ROVER имеет различные пороговые значения и критерии для активной стратегии. Активная стратегия позволяет улучшить сцепление колес с дорогой и устойчивость, предотвращая пробуксовку колес. Это достигается путем предсказания необходимого для выбранной программы крутящего момента блокировки. Например, больший крутящий момент блокировки требуется для движения по каменистой или скользкой местности.
При использовании реактивной стратегии необходимый для блокировки крутящий момент изменяется в зависимости от фактической пробуксовки колес и динамических характеристик движения автомобиля. Каждой программе «Terrain Response» соответствуют определенные пороговые значения и входные данные для реактивной стратегии. Реактивная стратегия позволяет улучшить сцепление колес с дорогой и устойчивость автомобиля путем устранения пробуксовки колес, сохраняющейся после применения активной стратегии.
Применяемый для блокировки крутящий момент зависит от выбранной программы «Terrain Response» LAND ROVER и RANGE ROVER. Например, на скользкой дороге требуется наименьший крутящий момент для обеспечения максимального сцепления и минимального повреждения покрытия.
Для вычисления крутящего момента блокировки используются различные сигналы от других подсистем, например, сигналы крутящего момента двигателя, положения дроссельной заслонки, выбранной передачи, угла поворота рулевого колеса, скорости автомобиля, бокового ускорения и скорости рысканья.
Функция динамической стабилизации системы ABS имеет приоритет перед управлением дифференциалом системой «Terrain Response» LAND ROVER и RANGE ROVER и может вызвать уменьшение крутящего момента блокировки в ходе своей работы.
Блок управления пневматической подвеской LAND ROVER и RANGE ROVER обеспечивает автоматическое переключение между нормальной высотой и высотой для движения по бездорожью. Информация об изменении высоты подается с помощью центра сообщений щитка приборов и светодиодных символов на переключателе. Автоматическое изменение высоты подвески автомобиля обеспечивает увеличение и уменьшение дорожного просвета, что позволяет максимально эффективно использовать выбранную программу «Terrain Response».
На LAND ROVER и RANGE ROVER с правильно установленным и одобренным Land Rover сцепным устройством при подключении к сцепному устройству электрической нагрузки изменение высоты подвески запрещается. При этом на дисплее центра сообщений появляется сообщение, информирующее о том, что к автомобилю присоединен прицеп, и высота для движения по бездорожью не может быть выбрана автоматически. Водитель может поднять подвеску вручную с помощью переключателя пневматической подвески.
Блокировка автоматического изменения высоты работает только в том случае, если автомобиль оснащен сцепным устройством, одобренным Land Rover, и на разъеме сцепного устройства регистрируется электрическая нагрузка.
Модуль ABS управляет несколькими функциями автомобиля и корректирует параметры работы этих функций для оптимизации выбранной программы «Terrain Response».
Противопробуксовочная система использует различные пороговые значения пробуксовки/ускорения, что улучшает сцепление колес с дорогой и устойчивость автомобиля. Например, чувствительность системы увеличивается при движении по скользкой дороге для уменьшения пробуксовки колес.
Если при использовании специальной программы «Terrain Response» LAND ROVER и RANGE ROVER функция динамической стабилизации выключается (с помощью переключателя DSC на панели приборов), при последующем выборе другой программы система динамической стабилизации автоматически включается снова.
Система динамической стабилизации использует другие пороговые значения для выбранной программы, чтобы уменьшить свое воздействие и устранить необходимость выключения системы динамической стабилизации водителем с целью снижения вмешательства в работу двигателя, что иногда требуется в условиях сильного бездорожья. При движении по глубокому песку в дополнение к выбору программы "Песок" может быть полезно отключить функцию динамической стабилизации с помощью переключателя DSC на панели приборов.
Система контролируемого спуска включается и выключается автоматически, и заданная скорость устанавливается в соответствии с выбранной программой «Terrain Response» LAND ROVER и RANGE ROVER. Также при необходимости повышается чувствительность функции контролируемого спуска.
Функция контролируемого спуска включается и выключается в оптимальные моменты времени. Заданные скорости системы контролируемого спуска также регулируются в зависимости от условий эксплуатации автомобиля.
Водитель информируется о неправильном выборе программы следующим способом:
- на дисплее центра сообщений щитка приборов непрерывно мигает символ выбранной программы.
Блок управления системы «Terrain Response» LAND ROVER и RANGE ROVER блокирует определенные функции некоторых программ, например:
- функция круиз-контроля доступна только при выключенных специальных программах или при использовании программы "Трава/гравий/снег";
- спортивный режим коробки передач выключается при использовании любой специальной программы.
Если выбрана любая специальная программа, за исключением программы "Трава/гравий/снег", и зажигание выключено в течение более 6 часов, система «Terrain Response» LAND ROVER и RANGE ROVER по умолчанию отключает все специальные программы.
Если выбрана программа "Трава/гравий/снег", система «Terrain Response» никогда не переходит в режим по умолчанию и не выключает эту специальную программу. Эта особенность предназначена для эксплуатации в холодном климате, когда необходимо постоянно использовать программу "Трава/гравий/снег".
Программа "Медленное движение по каменистой поверхности" доступна только на низшей ступени раздаточной коробки.
Выбор программы, не соответствующей дорожным условиям, не представляет опасности для водителя и автомобиля. Постоянное использование несоответствующей программы может сократить срок службы некоторых узлов. Водитель может заметить снижение динамических характеристик автомобиля, связанное с ухудшением реакции двигателя и коробки передач по сравнению с режимом, в котором специальные программы выключены. Кроме того, в некоторых программах функция контролируемого спуска остается включенной, на что указывает свечение индикатора HDC на щитке приборов. Также при движении в некоторых специальных программах водитель может заметить, что происходит блокировка межосевого и заднего дифференциалов, вызывающая "подтормаживание".
Блок управления системы «Terrain Response» LAND ROVER и RANGE ROVER контролирует использование специальных программ системы, регистрируя пробег и время эксплуатации автомобиля, по специальной программе на высшей и низшей ступенях.
Например, высокий расход топлива может быть связан с постоянным использованием специальной программы.
На все автомобили с системой «Terrain Response» устанавливается щиток приборов высокого уровня, имеющий центр сообщений для отображения различной информации. На дисплее центра сообщений находятся символы программ «Terrain Response», с помощью которых отображается выбранная программа. Если символы не отображаются, это означает, что специальная программа не выбрана, и система работает в режиме без специальных программ.
Также водитель получает информацию о любых необходимых изменениях состояния подсистем с помощью индикаторов на щитке приборов или соответствующих сообщений на дисплее центра сообщений, например, система сообщает о выключении функции контролируемого спуска или изменении высоты пневматической подвески.
В определенных условиях система «Terrain Response» LAND ROVER и RANGE ROVER также может выводить на дисплей советы или предупреждения, помогающие водителю полностью использовать возможности автомобиля, например:
- на дисплее центра сообщений отображается угол поворота рулевого колеса, что помогает избежать движения по глубокой колее с заблокированным рулевым управлением;
- отображается рекомендуемая передача при движении по скользкой дороге.
Если система автоматически устанавливает высоту для движения по бездорожью, а после этого водитель опускает подвеску на нормальную высоту, система может предупредить водителя о том, что автомобиль может "сесть" на днище.
- Позиция на рисунке:
- 1 - Блок управления двигателем;
- 2 - Модуль управления раздаточной коробкой;
- 3 - Щиток приборов;
- 4 - Сенсорный дисплей;
- 6 - Задний дифференциал;
- 7 - Блок управления задним дифференциалом;
- 8 - Блок управления пневмоподвеской;
- 9 - Раздаточная коробка;
- 10 - Блок управления коробкой передач;
- 11 - Блок ABS.
Для управления системой служит поворотный переключатель, установленный на центральной консоли за рычагом селектора (для автомобилей с автоматической коробкой передач) или рычагом переключения передач (для автомобилей с механической коробкой передач). Легкий поворот круглого селектора на центральной консоли на угол 360 градусов и более в любую сторону для последовательного выбора программ - и все системы автомобиля начинают работать с максимальной эффективностью, добиваясь наилучшего сцепления колес хоть с асфальтом, хоть с горной тропой. Стоит лишь выбрать одну из пяти пиктограмм, описывающих практически все мыслимые дорожные условия - «Трава/гравий/снег», «Грязь/колея», «Медленное движение по каменистой поверхности», «Песок» или даже «Отключение специальных программ»,- как блок управления «Terrain Response» разошлет всей системе автомобильных агрегатов соответствующие команды.
- Позиция на рисунке:
- 1 - Отключение специальных программ (Special programs off);
- 2 - Программа «Трава/гравий/снег» (Grass/Gravel/Snow);
- 3 - Программа «Грязь/колея» (Mud/Ruts);
- 4 - Программа «Песок» (Sand);
- 5 - Программа «Медленное движение по каменистой поверхности» (Rock crawl);
- 6 - Переключатель режимов;
- 7 - Переключатель ступеней раздаточной коробки;
- 8 - Переключатель режима управляемого спуска;
- 9 - Переключатель управления пневмоподвеской.
Таким образом, если Вы собираетесь хотя бы изредка предпринимать вылазки на бездорожье, то Вам может пригодиться система «Terrain Response» LAND ROVER и RANGE ROVER. Если же двигаетесь только по асфальту, то вполне хватит автомобиля с пружинной подвеской.