Система контроля давления в шинах (TPMS) на новом Рендж Ровер 2013 МГ
В систему контроля давления в шинах (TPMS) входит: пускатели на каждом колесе (1,6,7,9), разъем подключения диагностического прибора (2), щиток приборов (IC) (3), радиоприемник (4) и датчики давления в шине в каждом колесе (5,8,10,11).
Назначение системы контроля давления воздуха в шинах (TPMS) – помогать водителю поддерживать давление в шинах автомобиля на оптимальном уровне для:
• снижения расхода топлива
• поддержания ходовых качеств и характеристик управляемости
• снижения риска быстрого спуска шин, который может быть вызван недостаточным давлением в них воздуха
• соответствия требованиям законодательства, действующего на данном рынке
Система TPMS обеспечивает измерение давления во всех шинах и выдает предупреждение, когда давление выходит за пределы заданного диапазона.
В случае "разгерметизации" шины обычно происходит очень быстрое падение давления. Система не рассчитана на оповещение водителя о "разгерметизации" шины, поскольку это невозможно сделать в столь короткое время. Назначение системы контроля давления воздуха в шинах заключается в том, чтобы помогать водителю поддерживать правильное давление воздуха в шинах, что, в свою очередь, снижает риск "разгерметизации" шины.
TPMS блокируется, если автомобиль находится в режиме транспортировки.
В системе контроля давления в шинах применена однорядная конфигурация оборудования. Информация о статусе системы передается водителю в виде сообщения на дисплее информационной панели приборов и посредством индикатора.
Работа системы
Поскольку для передних и задних шин заданные и предельные значения давления воздуха разные, CJB (центральная распределительная коробка) способна определять местоположение шины на автомобиле и присваивать идентификационным данным шинного датчика соответствующее обозначение, т.е. FL - левая передняя шина, FR - правая задняя шина, RL - левая задняя шина, или RR - правая задняя шина.
CJB выполняет это автоматически с помощью функции автоматического определения местоположения шины. Данная функция не требует вмешательства водителя. Кроме того, CJB автоматически определяет положение шин на автомобиле, если датчики давления в шине или сами шины поменять местами.
Процесс сбора данных и определения местоположения шин готов начаться, когда автомобиль неподвижен или движется со скоростью меньше 20 км/ч в течение 15 минут. Это "парковочный режим". Процесс сбора данных определения местоположения шин требует, чтобы автомобиль двигался со скоростью больше 20 км/ч в течение 15 минут. Если скорость автомобиля падает ниже 20 км/ч, таймер процесса сбора данных останавливает отсчет до тех пор, пока скорость автомобиля не станет больше 20 км/ч, после чего таймер возобновляет работу. Если скорость автомобиля остается ниже 20 км/ч дольше 15 минут, таймер устанавливается на ноль и процесс запускается снова.
Программное обеспечение CJB способно в любых эксплуатационных условиях автоматически выявлять:
• замену одного или нескольких датчиков давления в шине
• отсутствие одного или нескольких датчиков давления в шине
• один или несколько "посторонних" распознанных сигналов (иными словами, CJB может прекратить прием информации от датчика давления в шине, не принадлежащего данному автомобилю)
• замену одного из колес автомобиля запасным колесом, и наоборот.
Если датчики давления в шине, установленные на ходовые колеса (не на запасное колесо), заменяются, CJB может автоматически собрать новые данные по идентификации датчика. Данная функция обучения электронного блока не требует вмешательства водителя.
В случае установки нового датчика на запасное колесо необходимо запрограммировать его идентификационный код в CJB с помощью диагностического оборудования, одобренного Land Rover.
При демонтаже и монтаже шин необходимо действовать с осторожностью, чтобы не повредить датчик давления в шине.
В зависимости от комплектации автомобиля запасное колесо может иметь, либо не иметь датчик давления в шине. Малоразмерные запасные колеса на стальном диске не комплектуются датчиком давления в шине.
Если запасное колесо оснащено датчиком давления, CJB следит за давлением в шине и при необходимости посылает водителю соответствующие предупреждения. Если CJB ожидает, что запасное колесо оснащено датчиком давления в шине, а оно таким датчиком не оснащено, то CJB не оповещает об этом водителя.
Если на автомобиле с контролем давления воздуха в запасном колесе водитель заменит спущенное ходовое колесо на запасное, то CJB не будет постоянно оповещать водителя о том, что в качестве запасного колеса находится спущенное колесо. Благодаря этому водителю не придется постоянно отвлекаться на предупреждения системы контроля давления воздуха в шинах. Вместо этого водитель будет получать напоминания о неисправности запасного колеса в течение 20 секунд после каждого включения зажигания.
При движении автомобиля CJB постоянно посылает низкочастотный (НЧ) сигнал (125 кГц) каждому пускателю по очереди. Прием сигнала осуществляется датчиком давления в шине. Датчик передает на РЧ-приемник сигнал высокой частоты (ВЧ) (315 или 433 МГц, в зависимости от рынка). Сигнал содержит кодированную информацию, содержащую идентификационные данные датчика давления в шине, значение давления воздуха, температуры воздуха и ускорения. Этот сигнал передается в CJB по K-шине.
Система переходит в режим стоянки, если скорость автомобиля в течение 12 минут была ниже 20 км/ч. В режиме стоянки датчики давления в шине передают CJB кодированный сигнал каждые 13 часов. В случае падения давления более чем на 0,6 бар датчик давления в шине посылает сигнал чаще.
Датчик давления в шине запасного колеса передает сигнал каждые 13 часов аналогично тому, как это делают датчики давления в шине "ходовых" колес в режиме стоянки. В случае падения давления более чем на 0,6 бар датчик давления в шине посылает сигнал чаще.
После того как каждый датчик ответил на посланный ему низкочастотный сигнал от CJB, данному датчику присваивается соответствующее положение на автомобиле, и в таком положении он остается под контролем до конца этого цикла движения.
Когда автомобиль был неподвижен дольше 15 минут и затем идет со скоростью больше 20 км/ч, пускатели включаются по очереди на 18 секунд в следующем порядке:
• Передний левый
• пауза 6 секунд (на получение ответного сигнала от датчика давления в шине)
• Правый передний
• пауза 6 секунд
• Задний правый
• пауза 6 секунд
• Задний левый
• пауза 6 секунд
Каждый датчик давления в шине отвечает по очереди, чтобы CJB мог определить местоположение датчиков в начале цикла движения. Эта процедура повторяется до трех раз или меньше, если CJB уже известно положение датчиков давления в шине. Эта процедура называется "автоматическим определением местоположения" и занимает от 7 до 8 минут. В течение этого периода датчики в шинах выполняют передачу каждые 15 секунд. В дальнейшем в течение цикла движения датчики давления в шине передают сигнал каждые 60 секунд или чаще, если было зафиксировано изменение давления воздуха в шине до остановки автомобиля и возврата системы в режим стоянки.
Когда положение колеса установлено, пускатели прекращают подавать сигнал, пока автомобиль не остановится и время стоянки не превысит 15 минут. Во время движения автомобиля передача сигналов каждым датчиком давления в шине продолжается с интервалом в 1 минуту. Передача сигналов позволяет контролировать давление в шинах.
При падении давления на 25% загорается янтарный сигнализатор на панели приборов и появляется соответствующее сообщение на информационной панели.
Радиочастотный приемник
РЧ-приемник установлен за потолочной консолью и соединен трехконтактным разъемом со жгутом проводов автомобиля.
РЧ-приемник получает данные от каждого из датчиков давления в шинах посредством внутренней антенны. Затем эта информация передается в CJB по специальной сети.
Пускатель
Пускатели расположены возле задней стороны передних колесных арок, а также возле задней стороны задних колесных арок и крепятся при помощи двух заклепок. В систему TPMS входят четыре пускателя, каждый из которых соединен через разъем со жгутом проводов кузова.
Пускатель представляет собой пассивный низкочастотный (НЧ) передатчик. Каждый активатор поддерживает функцию автоматического определения местоположения шины на автомобиле.
CJB возбуждает каждый пускатель по очереди низкочастотными импульсами. Соответствующий датчик давления в шине обнаруживает низкочастотные импульсы и начинает передачу данных на высокой частоте. Эти данные поступают на РЧ-приемник и передаются в CJB по каналу K-шины. CJB способна определить, какой из датчиков давления в шине осуществляет передачу данных, и установить его местоположение на автомобиле.
Датчик давления в шине
В системе контроля давления воздуха в шинах применены датчики "активного" типа, установленные внутри шины каждого колеса. Датчик давления в шине удерживается на ободе колесным вентилем и его крепежом. Датчик давления в шине передает сигналы высокой частоты (ВЧ) – 315 или 433 МГц, в зависимости от требований рынка.
Датчики периодически измеряют давление и температуру воздуха в шине, а также центростремительное ускорение, воздействующее на датчик. Результаты этих измерений периодически передаются к радиочастотному приемнику, расположенному за потолочной консолью.
Датчики давления в шине представляют собой автономные устройства, не имеющие внешних электрических соединений.
Высокочастотная передача данных от датчика давления в шине содержит идентификационный код, позволяющий CJB распознавать шины на автомобиле. В случае замены шинного датчика на "ходовом" колесе, идентификационные данные нового шинного датчика будут получены после первой же поездки на автомобиле длительностью более 15 минут со скоростью, превышающей 20 км/ч. Если новый датчик устанавливается на запасное колесо, идентификационный код этого датчика следует запрограммировать в CJB с помощью диагностической системы Land Rover, иначе это колесо не будет контролироваться. На новом диске колеса в сборе с шиной код указывается на этикетке. Он также напечатан на упаковке каждого датчика давления в шине.
Для предотвращения разряда аккумуляторной батареи электронный блок использует разную скорость передачи данных при стоянке и при движении автомобиля. Для переключения от медленной скорости передачи к быстрой достаточно совсем небольшой скорости вращения колеса, что актуально при медленной езде по бездорожью. Если датчики не уплотнены, следует воспользоваться сервисным комплектом для замены гайки и резиновой уплотнительной шайбы.
Индикация на панели приборов
Предупреждающая индикация для водителя одинаковая на всех автомобилях с системой TPMS. Предупреждения передаются при помощи янтарной светодиодной сигнальной лампы (LED) и сообщений на дисплее информационной панели.
Включением индикатора и отображением на информационной панели предупреждений управляют сообщения высокоскоростной шины CAN силового агрегата от CJB. Программное обеспечение панели приборов включает сигнальную лампу, если давление в шинах низкое; в случае неисправности сигнальная лампа будет мигать в течение 75 секунд.
На щитке приборов может отображаться давление воздуха в шинах. Эти значения можно увидеть, открыв меню щитка приборов, если зажигание находится в режиме питания 6.
Если в автомобиле производилась отключение аккумуляторной батареи, данные давления в шинах будут сброшены и заменены на "0" или "-". Для появления данных следует выполнить поездку на автомобиле со скоростью 20 км/ч в течение 12 минут.
Локальная сеть контроллеров (CAN)
CJB передает и получает цифровые данные по высокоскоростной сети CAN силового агрегата и среднескоростной сети CAN кузова. Полученные данные используются в работе TPMS. В передаваемых сообщениях содержится статус TPMS и запрос к панели приборов на включение индикаторов и (или) отображение сообщений на информационной панели.