Ремонт бензинового двигателя 5.0 SC на Range Rover
К нам поступил Range Rover 2010 года с бензиновым двигателем 5.0 SC с характерными посторонними звуками цепей ГРМ. На примере этой автомобиля мы Вам расскажем про ремонт двигателя 5.0 SC.
Помимо цепей ГРМ, на Supercharger издавать посторонние звуки могут и другие узлы, например:
- Водяная помпа с развалившимся или разваливающимся подшипником. Помпа может не только греметь, но еще и течь.
- Демпфер привода нагнетателя, который ремонтируется и меняется отдельно, не в сборе с нагнетателем, а отдельно как запчасть. Может быть ситуация, когда и цепи гремят, и нагнетатель дает люфт.
Настоящая причина выявляется при диагностике.
У этой машины мы видим наличие масла в системе охлаждения двигателя, в расширительном бачке антифриза.
Откуда в нем масло? Есть два варианта:
- Наиболее вероятная причина — неисправность прокладок головок блока цилиндра и прогибание поверхности самих головок блока. Этот дефект поддается ремонту, но все зависит от величины прогиба головок блока.
- Возможно, один из теплообменников либо коробки передач, либо маслоохлаждения двигателя негерметичен.
Начнем с масла в системе охлаждения. Открываем заливную горловину расширительного бачка антифриза и видим там следы масла. В таких случаях помимо ремонта требуется промывка системы охлаждения.
Почему требуется промывка системы охлаждения? В связи с попаданием масла в систему охлаждения оно загрязняет всю систему. Система охлаждения теряет свою эффективность, что может привести к перегреву двигателя, так как могут забиться радиаторы или печка отопителя, которая находится выше относительно двигателя.
Продолжение эксплуатации такого автомобиля крайне не рекомендуется, потому что это неизбежно приведет к тотальному перегреву вплоть до его неремонтопригодности двигателя, что приведет к его замене.
В нашем случае клиент приехал вовремя, пока ничего плохого с двигателем не произошло, двигатель можно отремонтировать без последствий. Ремонт будет намного дешевле заменф двигателя после перегрева.
После разборки двигателя обнаружили неисправность привода нагнетателя. Привод имеет очень свободный ход (люфт) с характерным стуком. У этого привода свободного хода быть не должно. Вращение шкива должно быть мягкое, плавное, без ударов и слегка подпружиненное. Привод под замену.
Почему образовывается этот люфт? На приводе имеется изолятор и демпферная пружина. В результате того, что пружина достаточно туго находится на изоляторе она со временем образовывает борозды на приводе нагнетателя. На новом приводе никаких борозд нет и быть не должно. В результате образования этих борозд и образовывается люфт в приводе нагнетателя.
Проверяем люфт помпы. Посторонний звук и течь помпы – это системная неисправность на бензиновых двигателях 5.0 SC/NA. Визуально видим, что ее недавно меняли.
Проверяем шкив помпы на наличие люфта, здесь большого люфта не наблюдается. Маленький, маленький люфт шкива помпы присутствует даже на новой детали. Здесь он в пределах нормы и помпу мы менять не будем.
После снятия крышки, закрывающей газораспределительный механизм, обнаружили, то, что и ожидалось: натяжение цепей очень слабое. Это было причиной цокающего звука.
Основная причина слабого натяжения цепей – это гидронатяжитель. Он не обеспечивает должный натяг цепи, с должным усилием не давит на башмак. Кроме того, сам башмак сильно изношен. В результате того, что цепь не была натянута должным образом, она вытянулась. Ее длина на несколько миллиметров длиннее новой.
Обязательно инспектируем третью цепь привода масляного насоса и промежуточного вала привода ТНВД. В этом случае к цепи и ее натяжителям претензий нет.
В данном случае мы будем менять цепи привода газораспределительного механизма, гидронатяжители (основную причину наших бед), а также успокоители и башмаки натяжителей. На теле башмака со временем штоком гидронатяжителя набивается углубление.
Инженерами Land Rover была произведена доработка натяжителей и башмаков. Они впаяли пятачок в тело башмака, который выполнен из другого материала. Этот пятак не силуминовый, а из более твердого материала.
Кроме того, инженеры Land Rover доработали и сам гидронатяжитель. Основная особенность нового гидронатяжителя в том, что угол, под которым шток гидронатяжителя воздействует на башмак, другой. Инженеры посчитали, что это снизит износ и воздействие на механизм газораспределения, и как следствие, вытяжку и износ цепей, а также износ шестерен приводов ГРМ.
Такие замененные запчасти позволяют увеличить срок службы механизма газораспределения в разы. Из нашей сервисной практики можем сказать, что на автомобилях, на которых установлены запчасти нового образца на пробегах 100-200 000 км проблем с ГРМ не обнаружено.
После того, как произвели практически полный разбор двигателя для замены цепей, сняли нагнетатель, цепи ГРМ, форсунки, гидронатяжители, башмаки гидронатяжителей, распределительные валы, стаканы регулирующие зазоры клапанов, демонтируем сами головки блока для того, чтобы проверить стыковочные поверхности головок и блока цилиндров.
После снятия распределительных валов в сборе с муфтами тщательно изучаем поверхности зубьев шестерен. С чем это связано? С тем, что возможен повышенный износ, потому что двигатель работал с прослабленными цепями.
Мы осмотрели шестерни муфт на всех четырех распределительных валах. На всех муфтах на зубьях открылась зернистая структура металла, поверхность металла зубьев не гладкая, а имеет зернистую структуру. Это очень большой износ шестерни муфты и такая муфта подлежит замене. К сожалению, это приводит к значительному удорожанию ремонта. Каждая муфта стоит порядка 50 000 рублей, соответственно, все четыре муфты будут стоить порядка 200 000 рублей.
Таким образом, мы видим, что несвоевременная замена цепей ГРМ может привести к увеличению стоимости ремонта.
Теперь перейдем к головкам блока цилиндров. При визуальном осмотре мы обнаружили, что на левой головке есть следы прорыва выхлопных газов в систему охлаждения. Из-за того, что был прорыв прокладки ГБЦ, газы из камеры сгорания могли попасть в систему охлаждения и происходило ее завоздушивание.
Прорыв газов по центру головки блока означает, что она имеет неровную стыковую поверхность, соответственно, мотор, скорее всего, был перегрет. Но это пока что только предположение.
Мы отвезем головки блока цилиндров на завод для выравнивания поверхности. После фрезеровки нам доложат, сколько десятых или сотых долей миллиметра было искривление у этих головок. По этим цифрам можно будет сказать являлось ли это причиной завоздушивания системы охлаждения, либо причина в чем-то другом.
В результате шлифовки на заводе было снято по 0,17 мм с поверхности головок блока. Это является допуском (максимальный допуск прогиба при обработке поверхности до 0,2 мм), поэтому мы укладываемся и замен головок блока в данном случае не требуется. Поверхности были обработаны на фрезерном станке, выведены в ноль, и сейчас прогиба у головок блока нет вообще. После мойки и продувки всех каналов эти головки будут установлены на новые прокладки и новые болты головки блока.
Выводы
Серьезные проблемы с бензиновым двигателем 5.0 SC/NA бывают, как правило, из-за перегрева и несвоевременной замены комплекта цепей ГРМ с доработанными гидронатяжителями и башмаками.
Проблема цепей ГРМ была решена инженерами с выпуском доработанных гидронатяжителей и башмаков. Очень важно при появлении первых симптомов ослабления натяжения цепей ГРМ произвести незамедлительный ремонт с заменой всех элементов на новые доработанного образца.