Наружные органы управления автоматической коробки передач AW F21 FREELANDER 2
Внешние органы управления автоматической коробкой передач - это рычаг селектора в сборе и трос коробки передач. С помощью рычага селектора водитель выбирает передачи движения вперед и заднего хода, а также может задействовать спортивный режим или ручной режим "CommandShift".
Водитель получает подтверждение перемещения рычага селектора следующим образом: загорается соответствующий светодиод (LED) на панели отделки рычага селектора и появляется соответствующее сообщение на экране центра сообщений на щитке приборов.
Рычаг селектора
Рычаг селектора в сборе располагается по центру на трансмиссионном туннеле, между передними сиденьями водителя и пассажира, и закреплен на туннеле трансмиссии болтами. Рычаг селектора в сборе - это необслуживаемый электромеханический узел, используемый водителем для выбора требуемого режима работы коробки передач.
Команды водителя передаются от рычага селектора посредством троса на рычаг трансмиссии. Штифт со сферической головкой подсоединяется к механизму рычага и обеспечивает подсоединение троса.
Предусмотрено пять положений рычага селектора и два дополнительных положения для ручного режима "CommandShift":
- P (Парковка) - Предотвращается движение автомобиля путем блокировки коробки передач
- R (Задний ход) - Выбирается только при неподвижном автомобиле и работе двигателя в режиме холостого хода
- N (Нейтральное положение) - Крутящий момент к ведущим колёсам не передаётся
- D (Движение) - В этом положении используются все шесть передач движения вперёд
- M/S (Спортивный режим) - В этом положении используются все шесть передач движения вперед также, как и в режиме "D", но для улучшения динамики автомобиля переключение на более высокую передачу происходит при более высоких оборотах коленчатого вала, переключение вниз также происходит при более высоких оборотах для улучшения торможения двигателем.
- +/- (Ручной режим CommandShift) - Перемещение рычага селектора в направлении + или - позволяет водителю вручную выбирать более высокую или более низкую передачу из шести возможных передач движения вперёд.
Положение рычага селектора отображается на светодиодном дисплее положения селектора и в щитке приборов. В режиме "CommandShift", если передача выбрана, но стратегия TCM (модуля управления коробкой передач) не позволяет выбрать эту передачу, первоначально будет показана запрашиваемая передача. Затем TCM включит ближайшую разрешённую передачу и покажет её на дисплее.
Сенсорный модуль
Сенсорный модуль находится на левой стороне рычага селектора. Сенсорный модуль - это интеллектуальный блок, контролирующий работу светодиодов положения селектора выбора передач и работу электромагнита блокировки переключения. Сенсорный модуль включает в себя печатную плату (PCB) и датчики Холла , которые определяют выбранное положение рычага селектора (положения M/S и + и -) с помощью магнита, расположенного в механизме рычага. Сигналы от датчиков Холла поступают в TCM от разъема на сенсорном модуле по шине LIN.
Эффект Холла – явление возникновения поперечной разности потенциалов (называемой также холловсим напряжением) при помещении проводника с постоянным током в магнитное поле.
В главном разъеме сенсорного модуля предусмотрены 4 штыря для шины LIN: для заземления, питания и входных и выходных сигналов нейтрального положения. Второй разъем служит для подключения плоского кабеля от светодиода положения селектора для ночной подсветки и подсветки обозначений положения. Третий разъем служит для подключения питания и заземления к электромагниту блокировки переключения передач. Сенсорный модуль также включает в себя оптический датчик, который определяет, что рычаг селектора находится в стояночном положении "Р". Датчик располагается за корпусом модуля и не виден. Установочные метки на корпусе датчика и рычаге датчика должны совмещаться, когда рычаг селектора находится в стояночном положении "Р". Если эти две метки совмещены, значит положение оптического датчика/стояночное положение отрегулировано правильно. Эта регулировка устанавливается при сборке и не требует переустановки при нормальных условиях эксплуатации.
Спортивный режим/ручной режим +/- CommandShift
В сенсорном модуле находятся датчики Холла, которые используются для активации спортивного/ручного режима, а также датчики, обеспечивающие сигналы +/-. Когда рычаг селектора перемещается в положение "manual/sport", магнит, расположенный в механизме рычага селектора, перемещается вблизи от датчика Холла положения M/S, расположенного на печатной плате. При этом формируется сигнал, поступающий в ТСМ, который, в свою очередь, включает спортивный режим.
Когда селектор перемещается в положение + или -, магнит приближается к одному из датчиков Холла, расположенных по обеим сторонам датчика Холла положения M/S. При получении сигнала от датчика "+" или "-" включается ручной режим CommandShift. При отпускании селектора пружина возвращает рычаг селектора в центральное положение. Для выхода из режима CommandShift переведите селектор в положение "D".
Блокировка переключения передач
Электромагнит блокировки переключения передач находится на левой стороне рычага селектора. Электромагнит управляет двумя рычагами блокировки, которые входят в зацепление с механизмом рычага и фиксируют его в стояночном "P" или нейтральном "N" положении. При выключенном зажигании электромагнит не получает питание, блокируя рычаг селектора в стояночном положении "Р". Если рычаг селектора находится в любом другом положении, кроме стояночного "Р", с модуля управления запуском нельзя будет снять ключ с дистанционным управлением, пока рычаг не будет переведен в положение "Р".
Электромагнит блокировки переключения передач механически связан с сенсорным модулем через рычаг датчика. Перемещение электромагнита передается через рычаг датчика в сенсорный модуль, который посредством оптического датчика обнаруживает перемещение. Перемещение рычага датчика дает сенсорному модулю подтверждение того, что электромагнит находится в заблокированном положении. Рычаг датчика регулируется посредством храпового механизма. Эта регулировка необходима для выверки оптического датчика, она настроена на заводе и не требует дополнительной регулировки.
Электромагнит блокировки переключения передач блокирует рычаг селектора в стояночном или нейтральном положении, для предотвращения случайного перемещения рычага селектора. Блокировка отпускается при включении зажигания и нажатии педали тормоза. Сигнал от переключателя тормозов передается по высокоскоростной шине CAN в ТСМ, а затем по шине LIN - в сенсорный модуль. При получении этого сигнала сенсорный модуль в соответствии со своей стратегией подает питание на электромагнит, если рычаг находится в стояночном положении "Р", или отключает питание электромагнита, если рычаг находится в нейтральном положении "N". За счет этого происходит снятие блокировки механизма.
Если рычаг селектора остается в положении "N" более 3 секунд, на электромагнит будет подано питание и рычаг селектора будет заблокирован в положении "N". Чтобы в таком состоянии переместить рычаг селектора из положения "N", необходимо нажать педаль тормоза. Тем самым предотвращается непреднамеренное перемещение рычага селектора в положение "D" или "R", а нажатие тормоза предотвращает "ползучее" движение автомобиля при включённой передаче. Даже при нажатой педали тормоза TCM запрещает перемещение селектора из положения "P" или "N", если частота вращения коленчатого вала превышает 2500 об/мин.
В случае неисправности электромагнита блокировки переключения передач, сенсорного модуля, переключателя тормозов или соответствующей проводки, для отсоединения механизма блокировки можно использовать рычаг экстренного отпускания. Для доступа к рычагу экстренного отпускания следует с помощью подручного инструмента снять отделку селектора выбора передач с напольной консоли. Отделку следует поднять для доступа к рычагу отпускания, который находится в передней части рычага селектора в сборе и выкрашен для быстроты поиска в желтый цвет.
Рычаг селектора невозможно переместить из стояночного положения "Р", если выключено зажигание, за исключением случая использования рычага экстренного отпускания.
Трос коробки передач
Трос коробки передач в сборе - это односекционный реверсивный трос, подсоединенный между коробкой передач и рычагом селектора.
На конце троса со стороны рычага селектора имеется регулируемая проушина, которая установлена на штифт с сферической головкой на рычаге селектора. Упор на внешней оплетке троса располагается в проеме в передней части корпуса механизма переключения селектора.
Огнеупорная втулка расположена приблизительно посередине троса и играет роль уплотнения для троса, проходящего через отверстие в перегородке.
На конце троса со стороны коробки передач также имеется проушина, которая установлена на штифт с сферической головкой на конце рычага коробки передач. Упор на внешней оплетке располагается в кронштейне, закрепленном в верхней части коробки передач.
Линейное перемещение рычага селектора посредством внутреннего троса преобразуется в перемещение рычага коробки передач. Рычаг коробки передач преобразует линейное перемещение троса селектора во вращательное движение вала ручного переключения коробки передач.
Процедура регулировки троса
Для правильной регулировки троса используется желтая кнопка на проушине рычага селектора. Регулировка необходима для точной установки коробки передач в положение "Р" и рычага селектора в фиксированное парковочное положение. Чтобы проверить это, выберите парковочное положение "Р" и отпустите стояночный тормоз. Покачайте автомобиль вперед-назад, чтобы убедиться в том, что задействована стояночная защелка коробки передач.
Если трос находится в правильном положении, желтая регулировочная кнопка может входить в зацепление с зубчатой секцией троса. Доступ к регулировочной кнопке осуществляется через проем в верхней части корпуса механизма переключения.
Трос необходимо регулировать в случае, если была нарушена настройка или произведена замена любого из элементов системы переключения, включая коробку передач, рабочие рычаги, опорные кронштейны, тросы или рычаг селектора в сборе.