Головка блока цилиндров, клапанная крышка и распределительные валы дизельного двигателя Freelander 2
Крышка распределительного вала (иначе говоря, клапанная крышка) и головка блока цилиндров всегда устанавливаются вместе и не заменяются раздельно друг от друга. Эти детали имеют отшлифованные, герметично соединенные, сопрягаемые поверхности, которые точно позиционируются между собой при помощи двух центрирующих втулок.
Голова блока цилиндров изготавливается из алюминиевого сплава, направляющие и седла клапанов — из спеченной стали. Внутри головки располагаются четыре камеры сгорания, магистрали для прохождения охлаждающей жидкости, масляные каналы, отверстия и корпуса различных компонентов систем подачи топлива, воздухозабора и регулирования фаз газораспределения. Кроме того, к головке блока цилиндров крепятся и некоторые другие элементы. К ним относятся:
- блок терморегулятора;
- вакуумный и топливный насосы;
- охладитель и клапан системы рециркуляции отходящих газов;
- опорный кронштейн для топливного фильтра;
- выпускной и впускной коллекторы;
- передняя и задняя проушины;
- передняя опора двигателя.
Отметим, что в случае поломки головка блока цилиндров ремонту не подлежит.
Крышка распределительного вала изготовлена из алюминиевого сплава. Она включает отверстия для топливных форсунок и компонентов клапанов системы принудительной вентиляции картера, а также четыре канала для прохождения всасываемого воздуха. Каналы соединяют коллектор воздухозабора с отверстиями для подачи воздуха.
Распределительные валы
Выпускной и впускной распределительные валы изготавливаются из чугуна и устанавливаются между головкой блока цилиндров и сопрягаемой крышкой коленчатого вала. Они вращаются на алюминиевом подшипнике. Каждый из них имеет пять гнезд подшипников, а также восемь кулачков, размещенных парами. С помощью роликовых коромысел и регуляторов зазора кулачки управляют впускными и выпускными клапанами.
На передней части каждого из двух распределительных валов устанавливается цилиндрическая прямозубая шестерня. Шестерни соединяются между собой посредством однорядной цепи ГРМ. В задней части имеется прорезь для привода, обеспечивающая передачу крутящего момента на топливный насос высокого давления (или ТНВД), а также прифланцованный вакуумный насос. Последний запускается в работу с помощью впускного распределительного вала, тогда как за активацию ТНВД отвечает выпускной вал.
В шкиве выпускного распределительного вала расположены вырезы и специальная метка. Вырезы формируют зону для измерений датчика положения вала (СМР), а метка отвечает за обеспечение правильной установки инструмента синхронизации штифта. Этот специальный инструмент применяется для настройки работы выпускного распределительного вала в то время, когда происходит синхронизация двигателя.