Экстремальное вождение на Land Rover
В данной статье мы расскажем Вам об очередной вылазке команды сервиса LR-WEST, на личных автомобилях. В данном случае мы приехали к нашему другу Андрею Лунину инструктору по экстремальному вождению школы Extrim Drive по контр аварийному вождению, чтобы протестировать свои автомобили и ответить Вам на самые часто задаваемые вопросы, а именно: какой автомобиль рулится лучше, какой автомобиль рулится хуже, какой автомобиль подобрать себе, какую взять резину шипованную или не шипованную.
Андрей Лунин проходил специальную подготовку в «Центре Высшего водительского мастерства» Э.С. Цыганкова, автор курса «Безопасное управление автомобилем в условиях интенсивного движения», обладатель «Кубка России» по трофи-рейдам от Российской автомобильной федерации, победитель автомобильных соревнований, призер трофи-рейдов и сам является владельцем Land Rover.
Мы все на своих автомобилях под контролем Андрея прошли первичное обучение и приобрели самые простые навыки по экстремальному вождению на льду. Все начинается с самого простого – это разгон торможение, т.е. чувство торможения на скольком покрытии. Как оказалось, что каких-то базовых вещей их не так много – это управляемый занос вокруг чего-то и вращения автомобиля на месте или ходовое. А из этих элементов уже можно собирать различные конструкции.
Один из тестируемых автомобилей у нас был Range Rover в кузове L405. На данном автомобиле установлена не шипованная зимняя резина. Напомним, что на кузове L405 стоит активная стабилизация, так же как и на Range Rover Sport предыдущего поколения. До 2013 года активную стабилизацию имел только один автомобиль – это Range Rover Sport. С 2013 года пошла уже стабилизация и на Range Rover.
Так какую же резину рекомендуется ставить на полноприводный внедорожный автомобиль? По экспертному мнению Андрея по любому шипованную, потому что каких-то недостатков у нее нет относительно того, чтобы ее не ставить. Но есть один очень важный момент: не правильно ставить вопрос шипованную или не шипованную резину? Потому что ключевой момент ХОРОШУЮ шипованную резину. Шипы шипам рознь. В настоящее время есть два бесспорных лидера – это Continental и Nokian Hakkapeliitta. У них хорошие характеристики и по льду, и по снегу, и по асфальту. Что касается не шипованной резины, то это те же производители. По зиме это основные производители.
Мы поинтересовались у Андрея, как он оценивает управляемость и контроль над Range Rover L405? Ответ Андрея Лунина: «Очень хорошая машина, но на льду ведет себя не самым лучшим образом. Сказывается некоторая масса и особенно наличие некоторых электронных систем, экологических норм связанных с работой двигателя, как он откликается на газ (нажатие, сброс) и т.д. Здесь, к сожалению, есть такая закономерность, чем лучше машина в городе на асфальте, тем она зачастую хуже в экстремальных условиях. Поэтому из модельного ряда Land Rover Я бы выделил Range Rover Sport. Потом здесь некая сложность в управлении, газ не очень четкий, т.е. есть некоторое опоздание, нажимаешь на газ машина еще какое-то время думает, отпускаем газ она еще какое-то время думает. Этим можно управлять, но это сложнее.»
Вот здесь нюанс!!! Задержку педали газа можно убрать с помощью чип-тюнинга. Эту машину можно перепрошить и педаль газа будет работать без задержек. Все это решает чип-тюнинг. Мы в сервисе LR-WEST выполняем чип-тюнинг автомобилей Land Rover и Range Rover. Современный дизельный двигатель без чип-тюнинга – это как первая брачная ночь без невесты.
Так же мы поинтересовались у Андрея можно ли отправить этот автомобиль в полицейский разворот. Напоминаем, что на Range Rover L405 стоит АКПП ZF 8HP70 управляемая шайбой, и для полицейского разворота необходимо переключать режимы. Ответ Андрея: «Да, можно. Полицейский разворот во многих школах учат делать, но не для того, чтобы потом эффектно выезжать с работы, а это чисто обучающий элемент для освоения некой координации работы водителя. Для полицейского разворота разгоняемся задним ходом без фанатизма и резко руль в упор, руль прямо, когда руль прямо включаем режим «D» (драйв) и поехали прямо. Но прежде, чем это делать лучше все-таки пройдите курс экстремального вождения. Все навыки необходимо оттачивать.»
Что касается моделей Freelander 2 и Range Rover Evoque у которых не постоянный полной привод, а устанавливается муфта Халдекс и понятное дело, что эта модель на льду ведет себя маленечко по-другому. На это мы получили следующий ответ: «Основная проблема это проблема с не чипованным дохлым дизелем, его надо чипонуть, чтобы он нормально откликался на газ и тогда с ним будет все хорошо. Проблема кроссоверов не в том, что там муфта, а в том как она управляется, как она работает, т.е. насколько машина становится полноприводной, остается ли она полноприводной, когда ты отпускаешь газ. У Freelander 2 с этим все хорошо, т.е. на нем вполне можно красиво ездить отправлять его во вращение, с этим все в порядке.»
Еще один автомобиль, который мы тестировали - это Range Rover Sport 3.6TD 2010 года, он немножко чипованный, резина стоит зимняя, не шипованная. По экспертному мнению Андрея на этой машине ехать намного легче. Теоретически эта машина должна управляться несколько хуже, чем Range Rover L405, потому что Range Rover Sport весит 2850 кг, а Range Rover L405 полегче будет и он должен соответственно за счет этого ехать по лучше, но в данном Range Rover Sport все таки электроники поменьше, и кстати современный Range Rover Sport тоже едет не плохо. Полный привод в управлении самый сложный. Задний привод детский сад по сравнению с полным. Есть такая нехорошая штука как критический занос, и на заднем приводе чуть провалился и машину развернуло и ничего ты с этим не сделаешь, а на полном приводе еще можно как-то выйти и что-то сделать.
Возникает вполне закономерный вопрос, как все эти полицейские развороты и все возможные кручения на льду отразятся на резине Вашего автомобиля, не придется ли после таких катаний менять резину? Ответ: С ней ничего не будет, мы просто скольким по льду, она буксует и все.
Что касается степени свободы в сравнении между школами экстремального вождения Extrim Drive и Land Rover Experience, то в Experience, в целях техники безопасности школа предоставляет свои машины под жестким контролем инструктора, а здесь больше степени свободы, большие площадки и инструктор стоит со стороны, контролирует и все свои указания дает по рации. Здесь можно почувствовать драйв на скользкой дороге. Но все таки в данном случае нужно больше почувствовать технику вождения, а не драйв. Здесь не нужна большая скорость, здесь важна именно техника, а когда эта техника освоится на малых скоростях, тогда тебе уже дано право это выполнять на более высоких скоростях. Ощутить и почувствовать занос это очень полезно, потому что если это наработать на занятиях, то в непредвиденных ситуациях уже будет рефлекс. Считается, что нужно сделать минимум 300 раз одно и тоже действие правильно, тогда оно записывается на подсознание, как говорилось в одном советском фильме «на корочку мозга», и когда случится какая-то реальная экстренная ситуация ты сначала рефлекторно что-то сделаешь, а потом только до тебя дойдет и у тебя начнут трястись коленки.
Команда LR-WEST благодарит школу Extrim Drive и Андрея Лунина за проведенное занятие по основам экстремального вождения.