Неисправность и замена цепей ГРМ на бензиновом двигателе 5.0 SC Range Rover
Часть 1. Симптомы
Бензиновый двигатель 5.0 SC устанавливается на Range Rover и Range Rover Sport, и у него есть одна системная проблема – это цепи, т.к. у него привод механизма газораспределения цепной. Эти цепи со временем начинают греметь.
Данная проблема началась с модели 2010 года и компания Land Rover эту проблему решила ориентировочно в 2012 году.
Проблема заключается в некорректной работе гидронатяжителей цепей. Получается, что гидронатяжитель некорректно работал, натяг цепи ослабевал, и цепь издавала характерный цокающий звук. А в связи с тем, что она совершала биения, она разбивала башмаки и поверхности зубьев шестерен муфт распределительных валов.
Со стороны завода было несколько модернизаций натяжителей и сопутствующих элементов. На данный момент выпущено окончательное решение натяжителя последнего поколения, который решает данную проблему.
На сегодняшний день завод рекомендует поменять сами гидронатяжители, башмаки и успокоители цепей. Цепи при этом в регламент по замене не входят, но из сервисной практики, мы можем сделать вывод, что оставить старые вытянутые цепи мы не вправе. Почему? Потому что проблема повторится вновь!!!
Поэтому при данном ремонте мы предлагаем замену комплектов гидронатяжителей, башмаков, успокоителей и цепей. Кроме этого, возможно, при большом износе шестерен муфт распределительных валов понадобится и их замена. Но мы сразу их не приговариваем и не меняем. Сначала мы разбираем и смотрим степень износа данных шестерен, а потом уже принимаем решение менять их или оставить.
Некоторые владельцы автомобилей с двигателями 5.0 SC даже привыкают к этому звуку и продолжают ездить. Но все должны понимать о последствиях. Сначала появляется повышенный шум в виде легкого дребезга. Затем со временем он начинает усиливаться. И если не принимать никаких мер и продолжать ездить с этим цокающим звуком, то разбиваются поверхности зубьев муфт шестерен распределительных валов и шестерни коленчатого вала. В дальнейшем загорается лампочка на панели приборов «неисправность двигателя (чекэнджин)», ошибки которой будут говорить о том, что нарушена корреляция (нарушены фазы газораспределения) коленчатого вала и распределительных валов, из-за того, что цепи слишком вытянуты. И если дальше не предпринимать никаких действий, то следующим этапом будет перескок цепи и нарушение фаз газораспределения настолько, что возможно разрушение двигателя, т.е. поршень, встретится с клапанами, что в нашей практике было неоднократно.
Поэтому, когда приезжают владельцы и мы слышим повышенный шум, мы знаем уже, что это цепи (просто удовольствие не дешевое), мы клиенту говорим: Вам надо менять цепи. Проходит месяц-два, клиент приезжает на ТО, мы снова говорим: Вам надо менять цепи и пишем рекомендации. Клиент говорит: ладно, ладно. А потом клиент приезжает, когда шум уже невозможный, корреляция нарушена, и когда мы начинаем менять цепи, мы уже понимаем, что там настолько нарушена корреляция, что уже нет компрессии. А когда нет компрессии – это значит, что корреляция была нарушена настолько, что уже какой-то клапан задело. Поэтому мы не пугаем, а специально освещаем эту проблемную ситуацию. Бензиновый двигатель 5.0 SC должен работать достаточно тихо и спокойно.
Таким образом, когда уже появляются первые шумы, первые симптомы, конечно же, надо показать автомобиль специалисту, чтобы он на слух определил, что это характерный звук цепей. Дело в том, что посторонние звуки могут еще издавать и другие узлы двигателя. Какие это узлы? Это:
- Водяная помпа с развалившимся или разваливающимся подшипником. Помпа может не только греметь, но еще и течь.
- Демпфер привода нагнетателя (charger), который ремонтируется и меняется отдельно, не в сборе с нагнетателем, а отдельно как запчасть. Данный привод был доработан инженерами Land Rover.
- Может быть ситуация когда и цепи гремят, и charger дает люфт. Это все проверяется при начале ремонта с вероятностью 100%.
Часть 2. Разборка, диагностика, дефектовка
После снятия крышки закрывающей газораспределительный механизм обнаружили, то, что и ожидалось натяжение цепей очень слабое, именно из-за этого они издавали цокающий звук.
Основная причина слабого натяжения цепей – это гидронатяжитель. Он не обеспечивает должный натяг цепи, т.е. с должным усилием не давит на башмак. Кроме того сам башмак сильно изношен. В результате того, что цепь не была натянута должным образом, она вытянулась. Ее длина на несколько миллиметров длиннее, нежели новая цепь. Соответственно это с обеих сторон блока цилиндров (левая и правая головки блока).
Обязательно инспектируем третью цепь привода масляного насоса и промежуточного вала привода ТНВД. В данном случае к этой цепи и ее натяжителям претензий нет. В принципе с ними редко, что бывает, но в любом случае мы при таком ремонте это дело проверяем.
В данном случае мы будем менять цепи привода газораспределительного механизма, гидронатяжители (основную причину наших бед), а также успокоители и башмаки натяжителей.
Инженерами Land Rover была произведена доработка натяжителей и башмаков. В чем произошла эта доработка? В результате работы гидронатяжителя на теле башмаке со временем штоком гидронатяжителя набивается впадина (углубление).
Что сделали инженера Land Rover? Они впаяли пятачок в тело башмака, который выполнен из другого материала. Этот пятак не силуминовый, а из более твердого материала, соответственно, при воздействии гидронатяжителя на него, не будет такого износа, как это было на предыдущих поколениях запчастей. Кроме того, инженера Land Rover доработали и сам гидронатяжитель. Основная особенность нового гидронатяжителя в том, что угол, под которым шток гидронатяжителя воздействует на башмак другой. Инженеры посчитали, что это снизит износ и воздействие на механизм газораспределения, и как следствие, вытяжку и износ цепей, а также износ шестерен приводов ГРМ.
Такие замененные запчасти позволяют увеличить срок службы механизма газораспределения в разы. Из нашей сервисной практики можем сказать, что на автомобилях, на которых установлены запчасти нового образца на пробегах 100 000 ÷ 200 000 км проблем с ГРМ не обнаружено.
ВЫВОД:
Проблема цепей ГРМ была решена инженерами с выпуском доработанных гидронатяжителей и башмаков. Очень важно при появлении первых симптомов ослабления натяга цепей ГРМ произвести незамедлительный ремонт с заменой всех элементов на новые доработанного образца. Даже, если у владельца есть понимание, что цепи меняли в гарантийный период – это не факт, что на тот момент были установлены запчасти нового образца и новые цепи, и тогда проблема вернется повторно!!!
Часть 3. Итоги и выводы
Главное, что нужно знать владельцам бензиновых двигателей 5.0 SC/NA, что это хороший и надежный двигатель.
У него есть всего одна системная неисправность – это повышенные шумы двигателя, но она уже решена инженерами Land Rover.
Есть три причины повышенного шума двигателя:
- Люфт помпы
- Люфт привода нагнетателя
- Цепи ГРМ.
Люфт помпы Вы можете проверить сами. Это несложно. Есть два проверки варианта:
- Можно снять ремни навесного оборудования, подступиться и просто руками проверить люфт (наиболее трудоемкий вариант).
- Можно не снимать ремни навесного оборудования, а просто снять воздуховод дроссельной заслонки, и аккуратненько вставив отвертку между корпусом двигателя и шкивом помпы проверить на люфт. Если люфт будет, то Вы его ощутите.
Люфт привода нагнетателя, тоже определяется достаточно легко. При снятых ремнях навесного оборудования можно рукой проверить ход привода. Привод не должен иметь очень свободного хода, вращение шкива должно быть мягкое, плавное, без ударов и слегка подпружиненное. Если привод имеет очень свободный ход (люфт) с характерным стуком, то привод под замену. Данный привод инженерами Land Rover был доработан.
Что касается цепей ГРМ. Источником проблемы цепей является гидронатяжитель и башмак.
Инженера Land Rover с этой проблемой разобрались, устранили ее, было выполнено пять доработок гидронатяжителя и ориентировочно с 2013-2014 годов двигатели уже идут с доработанными натяжителями и башмаками.
Поэтому владельцы бензиновых двигателей 5.0 SC/NA 2010, 2011, а может и 2012 годов выпуска должны понимать, что двигатели выпускались с недоработанными гидронатяжителями и башмаки. Соответственно, они все с этой проблемой столкнутся.
Некоторые владельцы говорят, что им по гарантии уже меняли. Вопрос: меняли, как и на что? Меняли только натяжители, а цепи остались растянутые, либо меняли натяжители на такие же как были, когда еще не было нового доработанного натяжителя, и он попал в тот период, когда ему просто поменяли. Поэтому эта проблема вернется.
Есть еще мнение некоторых владельцев, что цепи столько и живут, примерно 50 000 – 60 000 км и их все равно надо будет менять. Ответ: нет, цепи живут намного дольше. Цепи растягивались из-за недоработанного гидронатяжителя и башмака.
При замене цепей ГРМ нужно менять: сами цепи, гидронатяжители, башмаки и успокоители.
А по сему, если у Вас появляются посторонние звуки, чтобы не усугублять ситуацию – этот вопрос нужно срочно решать. Да, цена вопроса не дешевая, но Вы один раз сделали и у Вас больше этой проблемы не будет.
Поэтому, при появлении постороннего шума необходимо определить, что издает этот звук: либо помпа, либо привод нагнетателя, либо цепи ГРМ. Если это цепи ГРМ, то при их замене, рекомендуем сразу поменять и привод нагнетателя на новый доработанный, чтобы потом еще раз не платить за работы, т.к. при замене цепей ГРМ нагнетатель будет сниматься.
Данная проблема системная, но если Вы ее решите, то больше у бензинового двигателя 5.0 SC/NA недостатков нет. На основе сервисной практики: все серьезные проблемы с данными двигателями происходили из-за того, что владельцы запускали ситуацию с повышенным шумом. Когда люди слышат ценник за замену цепей ГРМ, они воспринимают это как развод. Поэтому мы подготовили весь этот материал и сняли видео ролики для того, чтобы люди увидели всю эту ситуацию.