Неисправность турбины на дизельном Range Rover Sport 3.6 TD
Следующая системная неисправность, которая встречается на рассматриваемом ДВС, — это неисправность турбины. На Range Rover Sport с дизельным двигателем 3.6 TD установлено две турбины (конструктивно они схожи). Турбина, к сожалению, имеет ограниченный ресурс. Существуют два типа неисправностей турбины:
- Утечка масла, и, как следствие, появление повышенного трения в подшипниках с последующим выходом из строя узла турбины.
- Неисправность электрического актуатора турбины (электро-исполнительный механизм, изменяющий угол атаки лопаток).
В конструкции турбины есть такой механизм, как актуатор, который за счет электропривода приводит в действие, через рычажный привод, сам механизм с изменяемой геометрией лопаток. Этот механизм изменяет углы наклона лопаток, оптимизируя тем самым давление наддува.
Актуатор — это исполнительное устройство, передающее воздействие с управляющего устройства на объект управления. В технике исполнительные устройства представляют собой преобразователи, превращающие входной сигнал (электрический, оптический, механический, пневматический и др.) в выходной сигнал (обычно в движение), воздействующий на объект управления. Устройства такого типа включают: электрические двигатели, электрические, пневматические или гидравлические приводы, релейные устройства, электростатические двигатели и т.д. В нашем случае — это электродвигатель.
Самая распространенная неисправность двигателей 3.6 TD кроется не в самой турбине (когда неисправность заключается в механическом повреждении оси крыльчаток или самой крыльчатки), а в выходе из строя исполнительного механизма (актуатора). Если электродвигатель подает сигнал, что актуатор работает не так, как он должен, либо он потерял калибровки, то подается сигнал в модуль управления двигателем. И если система управления двигателем видит, что актуатор работает «неадекватно», то она вводит его в ограниченный режим и не позволяет ему развивать полную мощность.
Из-за этого приходится менять всю турбину — либо из-за электродвигателя, либо из-за закисшего механизма, который находится и внутри самой турбины, либо закисших сопрягающих деталей привода. Поэтому всем владельцам Range Rover и Range Rover Sport с дизельным двигателем 3.6 TD хочется сказать, что есть одна системная проблема — закисает актуатор (исполнительный механизм).
Компания Land Rover выпустила технический бюллетень по данному коду неисправности, где рекомендовалось менять сначала один из элементов привода — рычажной механизм, потому что в местах сопряжения он сильно закисал. Но это, как правило, результатов не давало, так как чаще всего закисание происходит в самом механизме по изменению геометрии лопаток.
Есть определенные сервисы, которые специализируются на ремонте турбин. Некоторые из них не ремонтируют электродвигатель привода актуатора, а некоторые находят аналоги и производят ремонт. Официально производители турбин не поставляют эту запчасть.
И самое главное, что после таких ремонтов турбин необходимо иметь именно то диагностическое оборудование, с помощью которого можно было бы понять: дала ли результат замена электродвигателя, актуатора или механизма лопаток, то есть насколько корректно работает электроисполнительный механизм.
Пока без проблем меняют пары самих турбин, меняют так называемые картриджи. Чтобы разобраться с работой электродвигателя, доступной системной практики пока нет. Но в специализированных организациях уже находят пути решения этой проблемы.
Актуатор закисает, как правило, после длительных стоянок либо когда машина находится в кузовном ремонте. Каждый раз, когда Вы запускаете двигатель, он самокалибруется, совершая перемещение лопаток турбины из одного крайнего положения в другое. Если в процессе самокалибровки механизм актуатора будет подклинивать, то система управления двигателем отреагирует на это ограничением мощности. Стоит напомнить, что замена турбин на рассматриваемом ДВС по технологии завода-изготовителя требует отрыва кузова от рамы, но, например, в нашем сервисе уже отработаны технологии, когда каждую из турбин можно поменять без снятия кузова. В любом случае, каждый из механиков определяет свой подход. Так как, например, при снятом кузове производить замену турбин намного удобнее и проще. И некоторым механикам проще отсоединить кузов, некоторым проще «повозиться» с данной процедурой без снятия кузова.